
Трастевере — душа Рима. Для меня — так. Наверное, потому, что там тесными рядами стоят рыжие дома, обвитые зелёным плющем, на улицах уютно, как в квартире, хотя и навалены везде мотоциклы вперемешку с деревьями в горшках. Навстречу тебе идут, в основном, жители, погруженные в свои житейские дела, а не туристы. Всплывающие в памяти, когда- то рассказанные гидами, истории о бродящем здесь по ночам призраке красавицы жены графа Калиостро и Форнарины, возлюбленной Рафаэля, живших здесь, добавляют камерности и сказочности этому месту.
В древнем Риме в старину очень боялись пожаров, поэтому римлянам было запрещено разводить огонь дома и горячую пищу они могли поесть только в тратториях. Отсюда — многочисленные рестораны, столики со стульями почти посреди улиц. Очень любил гулять по Трастевере Гоголь, много лет проживший в Риме. Трастевере ( с итальянского: за Тибром), Гоголь считал демократическим районом.
«Никогда еще транстеверянин не женился на иностранке (а иностранкой называется всякая, кто только не в городе их), и никогда транстеверянка не выходила замуж за иностранца.»
Его в Риме восхищал простой народ, за которыми он любил наблюдать здесь, в Трастевере: «ни одного происшествия не случается здесь, чтобы не вышла какая — нибудь острота и эпиграмма в народе».
«Здесь он il popolo, а не чернь» — так считает герой повести Гоголя «Рим» и так же думает автор, так он писал в своих письмах.
В Трастевере он встречался с народным поэтом Джузеппе Белли, чьи острые сонеты о жизни трастеверян, ходившие по Риму в списках, смачно цитировались жителями.
«Как человеку без вина? Загадка!
Глотнешь чуток — жениться невтерпеж.
Хоть ешь навоз — потом винца хлебнешь,
И у тебя во рту ничуть не гадко»
Благодаря Гоголю, имя его стало известно и в Европе, Гоголь написал о нем французскому критику, а тот — своим друзьям, поэтам.
Особенное наслаждение доставляли Гоголю картины Рафаэля, возле которых стоял он «безмолвный и обращённый весь в глаза».
В Риме же, печальный и одолеваемый творческими муками, Гоголь знакомится с Ивановым, русским художником, трудившимся над огромной картиной » Явление Христа народу». Они подружились. Гоголь даже написал статью о художнике чтобы правительство России оказало материальную помощь художнику.
Район Трастевере пропитан историческими событиями, одна из легенд связана с виллой Фарнезина.
В XVI веке молодой Рафаэль был уже очень известен, ему поручили расписать фресками виллу Фарнезина сиенского банкира Агостино Киджи. В то время на всех своих фресках и картинах Рафаэль изображал одну и туже женщину и всегда одинаково. («Сикстинская Мадонна», «Женщина под вуалью»)
Существует романическая легенда, согласно которой Рафаэль увидел эту девушку на via di S.Dorotea, когда работал поблизости на вилле Фарнезина: красавица причесывала волосы у открытого окна.
Пораженный ее красотой, Рафаэль влюбился и стал изображать красавицу в образе мадонн на своих фресках. Девушку звали Маргарита Луци, она была дочерью пекаря, поэтому ее все называли fornarina – маленькая булочница.
С тех пор в римских церквах люди, молясь Мадонне, молились перед дочерью пекаря!
На картине Рафаэля платье Форнарины украшает жемчужина, и это было завуалированное имя его возлюбленной, ведь на латыни «жемчужина» это «margarita»!
Еда должна служить слиянию душ во время бесед и представлений — вот одна из римских философий. Поэтому проверенный мясник настолько же важен, как и гостеприимство. Поэтому трапеза начинается с антиспаст, продолжается пастами и заканчивается dolce (десертом).
Жил в Риме знаменитый владелец артишоковых полей Анджело Валиани. Фирменные блюда Валиани : артишоки в оливковом масле (carciofi sott’ olio). Артишоки вначале высоко ценились как лекарство и доступны были только обеспеченным лицам. Когда у Валиани родился сын, он решил назвать его Карциофино ( артишочек) Но священник на крещении отказался нарекать мальчика названием растения. Анджело же парировал: если наш папа Римский Лев III может жить под именем зверя, то и мой сын может жить с именем такого ценного растения. Крещение состоялось.