
“О Дева-Мать, дочь своего же сына,
смиренней и возвышенней всего,
предъизбранная промыслом вершина,
в тебе явилось наше естество столь благородным,
что его творящий не пренебрёг творением стать его”
Возможно эти строки Данте подсказали Микеланджело каким создавать этот сюжет. Пьета ( что в переводе: жалость, сострадание) — скульптура Микеланджело в соборе Святого Петра в Ватикане.
В 24 года, так представлялось ему горе матери. И мадонну он изобразил юной девушкой. Белый сияющий мрамор усиливает ощущение хрупкости и холодной отрешенности Богоматери.
А в Миланском замке Сфорцеско, одна в пустом зале стоит другая «Жалость», незавершенная, но тоже впечатляющая.
Над этим «Оплакиванием», Микеланджело работал много раз и до конца своих дней. Сначала, видимо, он хотел создать более многочисленную скульптурную группу, поэтому — и лишние детали (чья-то рука) с левого края. Но в последние дни своей жизни он, почему-то, поменял идею. Нам осталось то, что он успел сделать: мать и бездыханное, безжизненное тело сына.
И руки Христа, не раскинутые в стороны, как при снятии с креста, и не повисшие вдоль тела, а где-то за спиной матери.
И нет границы между тем, кто поддерживает и кого поддерживают.